Главная Книги Статьи Контакты
 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. М.: ИЦ Орион. 2016.

 

Iliassov F. N. Dictionary of social research. Moscow, IC Orion. 2016.

 

 
 
  А     Б     В     Г     Д     Е     Ж     З     И     К     Л     М     Н     О     П     Р     С     Т     У     Ф     Х     Ц     Ч     Ш     Э     Ю     Я  

 

 

 

Ф

 

Фактическая (действительная) налоговая ставка (англ. Effective tax rate) – налоговая ставка, фактически выплачиваемая налогоплательщиком, может отличаться от официально опубликованной налоговой ставки в виду различных перерасчетов, скидок, льгот и т.д. Иногда некорректно переводится как «Эффективная налоговая ставка».

Фанатизм - радикальное проявление патриотизма группы, представляет собой форму предельного, тотального группового подчиненного поведения, основу которого составляет культивированный группой страх дефицита ресурсов, объективированный в культе, который дает иллюзию упразднения страха. Фанатизм создает максималистскую активность групповой установки – сознание и настроения во многом идентичны, велика готовность совершать действия в интересах группы – вплоть до самопожертвования. Фанатизм отражает уровень мобилизованности группы и в той или иной мере может быть свойственен членам любой группы – политической, религиозной, этнической, болельщиков и т.п.

Фашизм, нацизм: 1) Идеология расового, этнического (якобы «генетически заданного») превосходства «своей» группы над другими группами и вытекающая из нее практика перераспределения ресурсов в пользу «своей» группы, угнетения и уничтожения членов иных групп.

2) Идеология превосходства, по основаниям избранности, духовности, и проч., «своей» группы над другими группами и вытекающая из нее практика перераспределения ресурсов в пользу «своей» группы, угнетения и уничтожения членов иных групп.  

3) В широком смысле – любая морально и юридически необоснованная психологическая, физическая агрессия, насилие, детерминированные психопатией, мизантропией, личной неприязнью, борьбой за власть и за другие ресурсы-блага, и т.д.  

Фокус-группа – один из методов сбора первичной эмпирической информации в социальных исследованиях. Представляет собой групповое, полуформализованное интервью, сфокусированное на определенной проблеме, имеющее свою специфическую технологию проведения. Фокус-группа проводится в форме беседы с группой лиц – от 3-4 до 8-11 испытуемых из числа генеральной совокупности. Задача фокус-группы: стимулировать более полное и глубокое осмысление предмета обсуждения участниками беседы, повысить искренность ответов. Эта задача решается путем формирования психологического феномена группы, когда участники чествуют себя членами одной группы, сообща решающей некую интеллектуальную задачу. Фокус-группу проводит модератор, в задачи которого входит: а) проводить групповую беседу в рамках обмена мнениями, не позволяя ей перейти в дискуссию; б) не позволять лицам с выраженными лидерскими качествами доминировать при обсуждении; в) соблюдать план проведения беседы, т.е. проводить ее по определенному сценарию (гайду); г) создавать феномен группы. Фокус-группа может проводиться по не формализованному или слабо формализованному опроснику, который может содержать варианты уточняющих вопросов в развитие той или иной темы обсуждения.
Иногда фокус-группу некорректно называют «методом исследования», тогда как это метод сбора информации. Порой ошибочно определяют как «групповая дискуссия», тогда как дискуссия противопоказана методу фокус-групп. Дискуссия относится к игровым методам исследования и сбора эмпирической информации.

 

 

 

 

 

Наверх  

 

На главную 

 

 
Рейтинг@Mail.ru